Школьный психолог | Задачи и цели работы | Разговор на тему... | ЕГЭ. Советы выпускникам и родителям |
«Ваш
ребёнок готовится к экзамену?!»
Психологические рекомендации
родителям
Уважаемые родители!
В экзаменационную пору основная задача родителей –
создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и… не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное – спокойствие взрослых
помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.
Как же поддержать выпускника?
Существуют «ложные», мешающие способы поддержки. Так
типичными для родителей способами поддержки ребенка является гиперопека,
создание зависимости подростка от взрослого, навязывание нереальных стандартов,
стимулирование соперничества со сверстниками.Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании
способностей, возможностей положительных сторон ребенка.
Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка
основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные
трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Взрослые
имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение
от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с
различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».
Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь
мужество и желание сделать следующее:
1. Забыть о прошлых неудачах ребенка
2. Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он
справится с данной задачей
3. Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к
ошибкам.
Существуют слова, которые поддерживают детей, например:
«Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень
хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического
соучастия, выражения лица.
Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
- Опираться на сильные стороны ребенка.
- Избегать подчеркивания промахов ребенка.
- Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах.
- Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
- Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи.
- Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания.
Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и
ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только
создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.
Очень важно скорректировать ожидания выпускника.
Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все
вопросы ЕГЭ. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он
знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.
Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от
всей души говорите ему о том, что он (она) – самый(ая) любимый(ая), и что все у
него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его
возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь
«от хорошего слова даже кактусы лучше растут».
Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов –
это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда
передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут
справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может
эмоционально «сорваться». Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают
хорошо.
Возьмите под контроль режим подготовки ребенка, главное –
не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать
занятия с отдыхом (через каждые 40-50 минут занятий – перерывы на 10-15 минут)
и высыпаться. Важно, чтобы ребёнок обходился без стимуляторов (кофе, крепкого
чая). Нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может
нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим
телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому
препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.
Обеспечьте
дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного
напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный
комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д.
стимулируют работу головного мозга.
Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию
деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как
все дети разные (есть медлительные, есть очень активные, есть аудиалы,
кинестетики, тревожные, есть с хорошей переключаемостью или не очень и т. Д.)!
И вот именно в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять
самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые
стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать
его), развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и
настроить на успех! К примеру, определите вместе с ребенком его «золотые часы»
(«жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо
знакомые – в часы спада.
Одна
из главных причин предэкзаменационного стресса – ситуация неопределенности.
Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ЕГЭ и заполнения
бланков, особенностями
экзамена поможет разрешить эту ситуацию.
Тренировка
в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности.В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и
уметь его распределять.
Помогите ребёнку распределить темы подготовки по дням.
Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла
зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты
и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические
выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет,
покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения
можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в
столовой и т.д. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету
(сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий).
Заранее во время тренировки по тестовым заданиям
приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у
ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования,
что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не
носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на
следующее:
- пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
- внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования – не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
- если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
- если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант
Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень
хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого
предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или
иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем
лучше.
Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена
он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя.
Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.
С
утра перед экзаменом дайте ребёнку шоколадку… разумеется, это не баловство, а
просто глюкоза стимулирует мозговую деятельность!
И
помните: самое главное – это снизить напряжение и тревожность ребенка и
обеспечить подходящие условия для занятий.
Желаем Вам успехов!
ЕГЭ - лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит
пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать
волнение.
При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением
личностной самооценки.
Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может
всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато
они Ваши личные.
Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не
делает.
Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто
старается избегать неудач.
Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ. Все задания
составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы
обязательно сдадите экзамен.
Некоторые полезные приемы
- Перед началом работы нужно сосредоточиться, расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.
- Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время. С правилами заполнения бланков тоже можно ознакомиться заранее.
- Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.
- Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай. Также важно полноценное питание.
- Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.
Рекомендации по заучиванию материала
- Главное - распределение повторений во времени.
- Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.
- Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.
- Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.
- Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.