Главная » Статьи » Обмен опытом » МО учителей математики и информатики |
Тепина Ю.П., учитель математики МАОУ СОШ № 77 Возможности самореализации школьного учителя Совершенство представляет собой знание человека о собственном несовершенстве. Парадокс
Августина Модернизация
образования невозможна без понимания учителя как активного субъекта, познающего
и преобразующего себя в процессе деятельности, т. к. субъектность учителя
становится перспективой развития ученика. Вне
самообразования идея личностного и профессионального развития учителя
неосуществима. Социологи утверждают, что перспективой развития общества
является трансформация деятельности в самодеятельность (общесоциологический
закон), развития в саморазвитие, образования в самообразование. Под
самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную
деятельность, которая:
Самообразование
педагога будет продуктивным, если:
Под
саморазвитием понимается собственная активность человека в изменении себя, в
раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного
потенциала. Саморазвитие интегрирует деятельность субъекта, направленную на
развитие характера, способностей и индивидуальности. Саморазвитие, по Канту,
это «культивирование собственных сил».Под профессиональным развитием понимается рост, становление,
интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых
личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное
качественное преобразование человеком своего внутреннего мира, приводящее к
принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности (Л.М. Митина).
Профессиональное саморазвитие — динамический и непрерывный процесс
самопроектирования личности. Современную школу создает учитель творческого типа.
Причем под творчеством понимается не только создание нового продукта, новых
технологий, приемов и методов, техник, но и реализация потенциальных
возможностей и способностей учителя, его потребности в самореализации.
«Творчество — это всякая деятельность человека, который создает нечто
новое, все равно, будет ли это созданием какой-либо вещи внешнего мира или
построением ума или чувства, живущего в самом человеке». (Л.С. Выготский).
Педагогическое творчество имеет ярко выраженную личностную специфику, причем
приоритетной является внутренняя, содержательная сторона. Этим объясняется,
почему одни и те же приемы и методы у разных учителей имеют различный эффект.
Без творческого осознания и наделения собственным смыслом содержания
образования, методов, приемов, форм, технологий учитель не воспитывает и не
образовывает, а транслирует знания. Следовательно, учителю необходимо усвоить
конструктивные навыки по осмыслению и переосмыслению своей деятельности через
самоанализ урока, педагогических ситуаций, результатов образования в целом.
Переосмысление, по мнению психологов, способствует процессу субъективации,
повышению ответственности за результаты своих действий. Таким образом, учителю
творческого типа присущи следующие личностные функции и качества: владение
рефлексией, принятие личностного смысла педагогической деятельности,
способность к презентации своего личностного опыта и др. Именно готовность к
творчеству позволит учителю организовать исследовательскую, поисковую
деятельность. Поисковая деятельность отличается сильно выраженным эвристическим
элементом, включающим в себя догадку, интуицию, инсайт, содержит элементы
«контекстного» исследования, имеющего субъективное знание, микрооткрытие.
Поисковая деятельность рассматривается как деятельность, направленная учителями
на решение различного рода ситуативных проблем и задач. Смысл решения этих задач
состоит не в том, чтобы открыть что-то неизвестное для теории и практики, а в
том, чтобы решать конкретные проблемы образования. | |
Просмотров: 3515 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.7/3 |
Всего комментариев: 0 | |