Никитина Татьяна Юрьевна, МАОУ СОШ №77, учитель русского языка и литературы высшей категории
Культурообразующие потенциалы педагогического взаимодействия
В год Учителя конференция «Культуросозидательная миссия педагога» становится очень своевременной. «Культуросозидательная миссия педагога»… Думаю, вначале стоит разобраться во всех составляющих данного понятия. Итак, культура. «Это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей», − так определяется данное понятие в «Толковом словаре» С.Ю.Ожегова и Н.Ю.Шведовой. А теперь рассмотрим, как объясняются в этом словаре другие необходимые нам понятия. «Созидание – это создание чего-либо нового». «Миссия – ответственное задание, роль поручение». «Культура есть среда, растящая личность», − говорил Павел Флоренский. А миссия педагога, по сути, − это созидание (формирование) новой гармоничной личности. В современных условиях, где социальный статус учителя в общественном сознании резко снизился и профессия учителя стала откровенно непрестижной, эта миссия становится особенно трудной, но и особенно важной. Ведь традиционно ролевые ожидания по отношению к учителю, несмотря ни на что, по-прежнему высоки: в обществе об учителе привыкли говорить в превосходной степени, как о личности безупречной. К тому же, программа социокультурной модернизации сейчас нацелена на образовательное пространство. Здесь мы вплотную подошли к теме «Ценностные категории педагогического культуротворчества в пространстве «Нашей новой школы». Если обратиться сейчас к Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа», то первый же её тезис введёт нас в тему: «Модернизация и инновационное развитие − единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства». Ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования философии, этики, социологии, педагогики и психологии на всех этапах их становления и развития как отдельных отраслей знания. Как известно, одним из важнейших образований в структуре направленности личности, определяющим ее отношение к объектам социального окружения, тоже являются ценностные ориентации. Смысл ценностей заключается в согласовании действительности с должным и утверждении того, что является ценным. Ценности имеют социальную природу, они, являясь продуктом жизнедеятельности общества и социальных групп, занимают особое место в структуре личности каждого конкретного субъекта. Процесс ориентации в ценностных категориях может быть рассмотрен как восхождение личности к ценностям общества на основе диалектического закона возвышения потребностей. Педагогическая проекция закона возвышения потребностей позволяет охарактеризовать сущность процесса ориентации школьников в мире ценностей как самостоятельное, адекватное ведущим ценностям общества движение личности, определить ценностную функцию воспитания как необходимость трансформации ценностей в жизнедеятельность школы и актуализацию личностных потребностей школьников с учетом их возраста и социальной ситуации их развития, освоенных ценностей. Лишь воздействуя на относительно изменяемые личностные образования, можно эффективно решать задачи воспитания, формирования, развития и саморазвития личности. Многолетние наблюдения и анализ собственного опыта и опыта учителей позволили предположить, что процесс ориентации в жизненных ценностях представляет собой ряд фаз. 1 фаза − присвоение ценностей общества личностью. Она обеспечивает создание ценностного «образа мира». На этой основе происходит формирование ценностного отношения к явлениям окружающей действительности, становление и развитие ценностных ориентаций личности во всех сферах ее жизнедеятельности. 2 фаза − преобразование личности на основе присвоения ценностей. Это такой период в развитии процесса ориентации, когда личность сосредоточивает внимание на себе, происходит самопознание, самооценка, формируется образ "Я". Процесс приобретает качественно новые характеристики: переоценка ценностей, их большая дифференциация, стабилизация. Теоретическим основанием для выдвижения и обоснования этой фазы ориентации служит психологическая теория «Я-концепции». 3 фаза − прогноз, проектирование, что обеспечивает формирование «образа будущего». На этой стадии развития процесса ориентации происходит согласование, систематизация и выстраивание собственной шкалы ценностей, системы ценностных ориентаций личности. Ценностные ориентации и самосознание устремляются в будущее − формируется жизненная перспектива. Теоретической основой для выдвижения этого положения является теория прогнозирования. Важно отметить, что на всех этапах развития ориентации как процесса все фазы работают синхронно. Однако их условное расчленение позволяет проникнуть в механизмы ценностного освоения действительности, принятие школьником себя как самоценности и увидеть слагаемые близких, средних и далеких личностных перспектив. Направленность − это важнейшая сторона личности, определяющая ее социальную и нравственную ценность. Свое проявление направленность находит во внутренних элементах личности: в потребностях, установках, ценностных ориентациях, интересах, целях, идеалах. Все это относится к мотивационной сфере личности, то есть может побуждать ее к деятельности. «Изменения в современном обществе и культуре влекут за собой изменение схемы социализации», − читаем мы в брошюре «Ключевые элементы системы обеспечения качества образования Донской народной школы №77». В связи с этим для учителя становится необходимостью (его миссией) передавать от поколения к поколению не только знания и ценности общекультурного, профессионального характера, но и социальные умения, помогающие формировать (созидать) личность учащегося. В связи с этим необходимо обеспечить посильное культуротворческое участие школьного образования в общественных преобразованиях, в первую очередь на территории, где находится школа. Здесь необходимо упомянуть и о гуманизации нашего общества, которая предполагает отношение к человеку как субъекту, предполагает его права на уникальность, активность, внутреннюю свободу и духовность. Реализация педагогического культуротворчества происходит через диалогичность, которая предполагает совместный поиск истины. Ситуация развития личности предполагает некоторое событие в жизни человека, которое затрагивает личность. Изменение личностных ориентаций, ценностей может произойти, только если произойдёт такое событие. Этим событием стала разработка новых стандартов. Они будут регулировать не только содержание образования, но и планируемые образовательные результаты. Стандарт второго поколения будет обеспечен гарантиями государства относительно того, что эти образовательные результаты будут достигаться в условиях определенной информационно-образовательной среды. Итак, что же является ценностными категориями и какие достигнуты результаты в условиях образовательного пространства автономной школы №77 города Ростова-на-Дону? - Важнейшим ценностным аспектом является профильная подготовка учащихся. Система профильного обучения предусматривает освоение учениками старших классов нашего учебного заведения базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных и элективных курсов. Профиль представляет собой оптимальное сочетание этих трёх типов курсов, которое отвечает требованиям базисного учебного плана. Особенностью МАОУ СОШ №77 является то, что технологическое образование включено в соответствующие профильные и элективные курсы. «Технология» стала курсом технологической поддержки профиля. Также при построении образовательной области «Обществознание» в социально-экономическом профиле выделены самостоятельные курсы: «Экономика», «Право», «Обществознание», «География».
2. Далее – качественное образование, которое получают дети в Муниципальном Автономном Общеобразовательном Учреждении, каковым является школа №77. А качественное образование в 21 веке представляет собой самую важную ценностную категорию в пространстве школы, т.к. оно позволяет учащимся МАОУ СОШ №77 успешно сдавать Единый Государственный Экзамен, получать высокие баллы и поступать в вузы. И далее становиться достойными представителями своего государства. Ведь система ценностей общества − это совокупность ценностных представлений отдельных личностей. 3. В условиях гуманизации системы образования общество требует открытости в общения с детьми, педагогического культуротворчества как на уроках, в частности на уроках русского языка и литературы, так и во внеклассной работе. Ведь «Новая школа» - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Детям в пространстве нашей школы предлагается развитие своего творческого, физического потенциала в творческих коллективах, школьной газете «Лира», школьном историко-краеведческом музее, экологическом клубе «Маленький принц», различных спортивных секциях. В школе проводятся предметные недели. Таким образом, перед детьми создаётся ценностный «образ мира» в пространстве школы. Здесь и происходит формирование ценностного отношения учащихся к явлениям окружающей действительности, происходит становление и развитие у ребёнка ценностных ориентаций личности во всех сферах ее жизнедеятельности. Но ценностные ориентации разворачиваются не только в целях, жизненных планах, но и в идеалах, интересах, принципах, убеждениях и должны становиться генеральной линией жизни ребёнка. К личностным (ценностным) результатам обучающихся относятся ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества. Поэтому в огромном пространстве школы меня, как учителя русского языка и литературы, очень волнуют вечные ценностные нравственно-этические категории, воспитывающие личностные качества в ребёнке: категории добра, любви к людям, патриотизма, героизма... Ведь душа человека отражает ценности, возникшие в исторической жизни, которые по своему смыслу и значению выходят за пределы индивидуальной жизни, мы называем это духовной культурой. И процесс личностного развития ребёнка на уроках гуманитарного цикла превращается в процесс восприятия ценностного Образа мира, Образа «Я», Образа прекрасного будущего. По определению известных философов античности, «ценность не то, что есть, а то, что должно быть». Ценности настоящие − это идеалы общественной жизни и личной деятельности. Именно стремление к идеалу в детстве помогает формировать (созидать) духовно богатую личность. А культура, которую можно определить и как модель жизни человека, его социальную память, и как форму одновременного бытия и общения людей, и как всеобщность духовного образа жизни человека, и как поле деятельности человека, и как систему ценностей и универсальную технологию, и как культурную ценность, направляющую духовную и практическую деятельность человека, и как любовь, и как красоту, несущие в себе тонкую и высоко вибрационную энергетику, и как процесс сохранения, поддержания, развития и совершенствования жизни − индивидуальной и рода человеческого, и наше творчество помогут нам, современным педагогам, в этом. |